Престиж рабочих профессий среди молодежи. Кадровый голод. Как поднять престиж рабочих профессий? Внимание - коллективному договору

Кроме того, даже образовательные стандарты устаревают быстрее, чем специалисты успевают выучиться. Между тем сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики ‑ повышают привлекательность рабочих профессий. Особенно показательны в этом плане молодые, но динамично развивающиеся игроки рынка. К их числу относится ГК «ЛокоТех» ‑ крупнейшая отечественная компания в сфере железнодорожного машиностроения, которая всего за несколько лет выбилась в лидеры сервисного рынка тягового подвижного состава. В настоящее время компания обслуживает тысячи локомотивных секций по всей стране. О том, как предприятию удается пополнять свои ряды новыми сотрудниками и расширять компетенции уже имеющегося персонала, рассказывает заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию ГК «ЛокоТех» Наталья Плетенецкая .

‑ Наталья Александровна, ваша компания работает в 64 российских регионах из 84 существующих. Где и каких специалистов вы ищете?

‑ У нас 10 локомотиворемонтных заводов, около 90 сервисных депо, 250 точек присутствия почти во всех регионах страны, и для того, чтобы поддерживать статус эксперта в области ремонта локомотивов, мы должны постоянно иметь дело с профессионалами своего дела. Но мы, как и многие другие промышленные компании, испытываем острый дефицит кадров. Списочная численность нашей компании на начало июня ‑ 60 258 человек. Из них 70% ‑ это рабочий персонал. Представляете, сколько нам нужно специалистов?

Самая сложная ситуация на Дальнем Востоке. Мы как бизнес, который имеет там большой завод и ряд депо, видим, что местные жители все равно продолжают оттуда уезжать. Как правило, причина отъезда из малых городов ‑ отсутствие социальной инфраструктуры. Иногда это элементарная нехватка детских садов, должного качества образования. К сожалению, малые населенные пункты сегодня не приспособлены для комфортного проживания людей, в отличие от крупных городов.

Из тех регионов, где наиболее развита добывающая промышленность, например в Сибири, молодежь уезжает реже, однако и там мы чувствуем недостаток персонала, потому что альтернативные работодатели также заинтересованы в поиске специалистов рабочих специальностей. Если же рассматривать южные территории ‑ Ростов-на-Дону, Астрахань и т. д., то здесь мы встречаемся с другой проблемой ‑ сезонностью рабочих. В основном это связано с сельскохозяйственными работами ‑ осенью люди к нам приходят, а в летний период, наоборот, найти персонал довольно сложно.

Конечно, среди местных жителей есть те, кто закрепился и работают. История некоторых наших ремонтных заводов насчитывает более 100 лет. И у нас есть сотрудники, которые по 30–40 лет отработали в рамках одного предприятия. Существуют даже трудовые династии, где дети, внуки пришли работать к нам. Однако в основном мы ощущаем дефицит кадров ‑ особенно это касается работников молодого и среднего возраста.

Молодые люди по-прежнему желают быть экономистами и юристами?

‑ Я бы не стала так обобщать. По моим ощущениям, если говорить о ребятах, которые высшего образования не получают, то сегодня, напротив, большинство идут не на экономические специальности, а на технические, где превалируют точные науки. Явного тренда предпочтения рабочих специальностей нет, но возникает ощущение, что сейчас появляется целая категория молодежи, у которой есть интерес к профессиям, где можно заработать руками. Современное поколение отличается от предыдущего тем, что они стремятся быстро заработать и получить удовольствие от жизни. Заработав, они могут уйти, попробовать себя совершенно в другой сфере деятельности, затем снова вернуться. И мы как бизнес обязаны подстроиться под эти тенденции и скорости сегодняшнего дня.

А рабочих каких специальностей привлечь сложнее всего?

‑ Прежде всего, токарей. Это та профессия, где навык приобретается только с опытом работы. Казалось бы, чего проще - просверлить необходимое количество отверстий в детали, но нет. Настоящие мастера могут обработать материал с минимальными допусками только когда набита рука, причем под определенный станок, оборудование. Поэтому нередко у нас возникают случаи, когда мы, развиваясь в каком-либо регионе, знаем практически всех лучших токарей, и они работают у нас.

Какие требования вы предъявляете к специалистам рабочего профиля?

‑ Мы нанимаем разный персонал. Иногда к нам приходят устраиваться люди совсем без образования, из мест лишения свободы; особенно эта тема актуальна для дальних регионов. Мы на себя берем ответственность за ресоциализацию таких людей, поскольку они должны возвращаться в общество. При отсутствии квалификации первые два месяца после приема на работу наши сотрудники проходят обязательное профессиональное обучение. Получают свидетельство о присвоении профессии ‑ и лишь затем могут приступить к самостоятельной работе. Мы даем возможность постоянно совершенствовать свой уровень не только низкоразрядникам, но и опытным мастерам. К примеру, мы для себя в компании определили, что для более эффективного соблюдения технологии выполнения работ по ремонту локомотивов нам требуется средний разряд 4,7 (сейчас у компании ­­­­­- 4,3). Таким образом, наша задача ‑ повысить разрядность рабочих, чтобы их квалификация позволяла осуществлять ремонты с бОльшим качеством и высокой скоростью.

Вы сейчас затронули важную тему корпоративное образование. Получается, что вы сами готовите рабочих по своему профилю?

‑ Сейчас мы создаем свой Корпоративный университет на базе Уссурийского локомотиворемонтного завода. Первостепенная задача ‑ обучить рабочих по нашим специализированным программам, например по каждой серии локомотивов, по разным видам оборудования и проч. Полный курс обучения рассчитан на 300 часов, из которых две трети ‑ практика на предприятии. Сейчас мы готовим материально-техническую и методологическую базу для обучения ‑ разрабатываем и утверждаем программы, выбираем наилучшие наглядные пособия, готовим электронный контент для СДО с 3D-визуализацией узлов и механизмов локомотивов. Всего до конца года мы планируем обучить в нашем Корпоративном университете 120 человек.

Но ведь это совсем мало, учитывая масштабы вашей компании. Как вы обучаете рабочих в настоящее время?

‑ Конечно мало, мы ведь только запускаем проект. В дальнейшем дистанционное обучение в Корпоративном университете будут проходить и работники в других регионах, где расположены наши ремонтные заводы. Но мы и сегодня также активно взаимодействуем с персоналом ‑ только по рабочим профессиям мы ежегодно обучаем и переобучаем свыше 12 тысяч человек. Мы даем возможность нашим рабочим повысить квалификационный разряд, освоить вторую профессию. Допустим, если раньше человек был лишь токарем, то, пройдя дополнительное обучение, он сможет работать фрезеровщиком. Также в рамках компании мы готовим и узкоспециализированных рабочих. Знаете ли вы, кто такие дефектоскописты? Они выявляют наличие дефектов на различных механизмах ‑ нужно или нет ремонтировать локомотив, какие детали подлежат перезапуску и проч.

Расскажите, пожалуйста, каким образом построена ваша система развития персонала в целом?

‑ У нас есть кодекс корпоративной культуры ‑ миссию, видение и ценности компании должны разделять все сотрудники. На основании кодекса формируется модель корпоративных компетенций. На базе этой модели создается система развития персонала. В свою очередь, сама система подразумевает разные виды обучения отдельно для каждого вида компетенций ‑ отдельно для руководителей, отдельно для линейных руководителей и специалистов, отдельно для молодых работников, а также студентов и рабочих. Безусловно, существует оценка эффективности каждой из пяти наших компетенций и конкретных сотрудников, что в конечном счете приводит к понятному финансовому экономическому результату деятельности компании.

Помимо обучения и переобучения рабочего персонала огромный пласт нашей работы связан с привлечением молодежи. Мы активно работаем с вузами, привлекаем студентов 4–5 курсов для участия в корпоративных проектах. К примеру, в июне наша компания проводит финальный этап конкурса «Точки роста». В этом конкурсе участвуют как студенты, так и молодые работники компании. Обязательное условие ‑ новые проекты должны не просто касаться узкой деятельности на предприятии, но и показывать конкретный бизнес-результат, высокую эффективность. В этом случае победителей конкурса ждут призы, а сам проект будет масштабироваться на целый ряд предприятий, где ремонтируют или обслуживают схожие серии локомотивов.

А как вы готовите руководителей, исходя из своей системы?

‑ Руководители ‑ особенная категория, но почему-то среди большинства людей существует заблуждение, что их можно не обучать. Это неправильно. Руководителей нужно обучать всегда. Они должны постоянно развиваться и совершенствоваться, поскольку на них держится все, что происходит в компании. Причем в большинстве случаев мы сами стремимся вырастить руководителей на местах, а не привлекать их с общего рынка труда. У нашей компании довольно узкая специализация, у нас 250 точек присутствия почти во всех регионах страны ‑ и не всегда туда можно кого-то оперативно перевести из других наших филиалов.

В прошлом году мы реализовали большую программу обучения «Менеджмент изменений», которую прошли 523 человека ‑ от заместителей начальников депо до лучших мастеров. В своей компании мы внедрили практику внутреннего тренерства ‑ это специальные курсы от ведущих работников предприятия по развитию операционных и управленческих компетенций, которые проводят на заводах, в депо, в филиалах. Поскольку нас много, а мы хотим, чтобы все сотрудники говорили на одном языке, владели едиными понятиями и подходами, то мы проводили семинары в виде вебинара ‑ на наш взгляд, сегодня эта форма обучения является наиболее эффективной, как с точки зрения затрат на персонал, так и по скорости передачи знаний. В результате те линейные руководители, которые успешно освоили нашу программу, теперь являются нашим кадровым управленческим резервом.

Какими компетенциями должны обладать руководители чего они не знают?

‑ У большинства новоявленных руководителей существует пробел в управленческих компетенциях ‑ например, в умении ставить задачи подчиненным. На первый взгляд кажется все очевидным. Пришел локомотив на ремонт. Мастер должен собрать бригадиров, раздать задания. Замотивировать их. Назначить срок выполнения этого задания. Потом прийти и проверить, как это задание выполнено. Затем учесть ту работу, которая была сделана, в дальнейшем. Правильно распределить в соответствии с нормативными документами денежные вознаграждения ‑ премировать тех, кто справился с задачей, пожурить отстающих и показать им пример, как следует работать.

И безусловно, если люди, которые обладают управленческими навыками. Однако, многие в отношении управления действуют по наитию ‑ кто-то помнит, как ставил задачи подчиненным его прошлый руководитель, кто-то пытается самообразовываться. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что в традиционной образовательной системе подобным практическим знаниям не учат. Нам в компании требуется предельно четкий процесс, понятные задачи и очевидный результат, поскольку у нас все завязано на времени. Локомотив зашел в депо - через определенное время он должен выйти. Необходимо строгое соблюдение графика. Мастера ‑ это костяк нашей компании, которые организовывают работу рабочих. Чем четче работает мастер, тем эффективнее вся компания. Поэтому у мастеров должны быть навыки оперативного управления ‑ мотивация, постановка задач, контроль выполнения задач. Кроме того, мы учим разрешению сложных вопросов, умению договариваться и обходиться без конфликтов. Такие необходимые навыки коммуникации постоянно требуются в бизнесе, как с заказчиками, так и с коллегами.

И все-таки, напоследок, чем вы привлекаете персонал в свою компанию помимо образования социальными гарантиями?

‑ Одной из форм закрепления работников в нашей компании является коллективный договор ‑ это трехстороннее соглашение между компанией, профсоюзной организацией и сотрудником. Мы предоставляем нашим работникам разного рода льготы и гарантии ‑ возможность приобретения путевок на санаторно-курортное лечение, проездные билеты, оплату детских садов и проч. Также мы большое значение придаем социальным вопросам. Мы проводим разного рода культурные и праздничные мероприятия, всевозможные конкурсы. Мы всегда подчеркиваем, что для нас важен человек не только как работник, но и его личные качества. Каждый может прочитать о себе в корпоративной газете, если он где-либо отличился ‑ может быть, он в свободное от работы время играет в рок-группе, является донором или спас жизнь другим людям.

Кстати, именно для того, чтобы подчеркнуть, как нам важно поблагодарить человека труда, мы три года назад провели премию «Герои нашего времени». Сначала это был чисто корпоративный проект ‑ у себя на предприятиях мы искали людей, совершивших различные поступки: кто-то помогает животным, кто-то выращивает лес, кто-то спас человека на пожаре и т. д. Но за три года проект стал по-настоящему всероссийским. С прошлого года в нем принимают участие сотрудники не только наших компаний, но и других (в 2017 году поступило более 100 заявок от 17 предприятий). С этого года организацией «Героев нашего времени» будет заниматься Центр социальных проектов «Будь человеком». Мы же останемся в статусе генерального партнера.

Интересно, что в ходе нашего недавнего внутрикорпоративного опроса выяснилось следующее: порядка 70% сотрудников полностью удовлетворены работой в компании.

Чтобы полноценно развиваться в нашей команде, требуется желание работать, активно развиваться ‑ тогда работники будут смело продвигаться вверх по карьерной лестнице. Не нужно бояться перемен. В последнее время говорят, что нашу работу, да и нас самих в перспективе развития цифровой экономики заменят роботы. Это не так. Если люди будут продолжать интеллектуально самосовершенствоваться, то роботы нас не заменят. Мы будем лишь управлять роботами. Изменится наша деятельность. И те специалисты, которые понимают это и приобретают новые знания, всегда будут востребованы.

Ни для кого не секрет, что российский производственный сектор в целом и оренбургский в частности уже давно испытывает нехватку тех, кто умеет, а главное хочет работать руками. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. На промышленных предприятиях остро ощущается недостаток в квалифицированных кадрах на всех уровнях - от рабочих до инженеров, - а молодежь не заинтересована и не желает поступать в профессиональные училища, колледжи и техникумы, так как не чувствует престижности рабочих специальностей.

По словам министра труда и занятости Оренбургской области Вячеслава Кузьмина , нельзя рассматривать вопросы престижа профессий, трудоустройства молодежи без понимания основ развития экономики.

С одной стороны, за последние семь лет валовой региональный продукт вырос с 500 до 850 млрд. рублей, соответственно и бюджет вырос с 50 до 80 млрд рублей, - говорит министр. - С другой - у нас есть майские указы президента, требующие повышения заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры. Все это - непроизводственная сфера, в которой не производится продукция как таковая. Где взять средства? Понятно, что появиться они могут только за счет повышения производительности труда, развития экономики, как следствие - роста поступлений в бюджет.

Повышение производительности труда возможно при условии технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий, интенсификации труда, рациональной организации производственных процессов и зависит от профессиональной состоятельности кадров.

Нынешний тип экономики предполагает постоянное совершенствование рабочей силы через ее обучение и повышение квалификации и диктует потребность в трудовых ресурсах качественно иного типа.

Однако у нас нередки случаи, когда специалист, имея диплом по той или иной специальности, новую технику, что называется, в глаза не видел, - говорит Вячеслав Кузьмин. - Еще хуже ситуация, когда так называемый специалист, получив диплом, считает, что теперь он нигде и ничему учиться не должен.

Сегодня в области на 14,4 тысяч безработных 10 тысяч вакансий. И эти вакансии некому зачастую занимать, так как нет работников с подходящей квалификацией.

Учебно-производственный симбиоз

Чтобы из техникумов и коллежей выходили специалисты должной квалификации, не стоят на месте и образовательные программы. С ближайшего учебного года внедряется новый образовательный стандарт, призванный кардинально изменить подход к обучению в среднепрофессиональных учебных заведениях.

- В министерстве труда России составили перечень востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, - рассказала начальник отдела профессионального образования министерства образования Оренбургской области Лариса Филькова . - Этот список получил название «ТОП-50» профессий. Он составлен исходя из запросов страны, ориентир составляли высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills.

По данным областного министерства образования, в этом году 31 организация спеднеспециального профессионального образования в области готова принять около 1500 абитуриентов.

Эти требования задают и новые подходы к самому обучению - чтобы воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, для начала нужно вложить в педагогов, которые смогут передать знания должного уровня.

Для того, чтобы уже в процессе обучения будущие специалисты получали не только теоретические, но и практические навыки, причем именно те, которые в будущем понадобятся на конкретном производстве, колледжи и техникумы заключают своеобразный симбиоз с промышленными предприятиями. Такое взаимовыгодное сотрудничество выстроилось, например, между ПО «Стрела» и Университетским колледжем ОГУ. Предприятие потратило средства и закупило необходимое оборудование, на котором студенты разных ссузов могут пройти практику. Как говорит заместитель директора колледжа Сергей Дорофеев , нарабатывая таким образом опыт на протяжении всего обучения, предприятие получает в свои ряды готового специалиста с теми навыками, которые необходимы именно на этом месте работы.

Но здесь важно понимать, что успешная карьера ждет только тех, кто реально заинтересован в ее построении. Чем раньше школьник определиться с будущей профессией, тем вероятнее, что он пройдет все стадии, предшествующие рождению настоящего профессионала. Именно такие ребята приходят в оренбургский Колледж сервиса.

- Есть у нас ребята, которые еще до поступления ходят к нам на различные курсы, чтобы ближе познакомиться с профессией, - делится директор Колледжа сервиса Татьяна Мальгина . - Поэтому после окончания практически 100% выпускников находят себе работу. За последние пару лет я могу вспомнить только один случай, когда наш студент оказался на бирже труда.

Штучный товар

Если специалисты полностью готовы к работе на производстве, то их расхватывают как горячие пирожки. Но будем честными, такое случается не так часто, как хотелось бы. Вполне обыденными стали ситуации, когда предприятия переучивают или доучивают тех, кто пришел к ним уже с дипломом.

- Мы понимаем, что у нас специфическое производство, а потому готовых специалистов, которые могут прийти к нам на предприятие и сразу приступить к работе, мы просто не найдем, - говорит руководитель службы управления персоналом ООО «Пластик» Ольга Косова . - Поэтому у нас на производстве развит институт наставничества, когда более профессиональные сотрудники делятся своим опытом с молодыми.

Несколько иная ситуация сложилась на экоферме «Кушкульские теплицы». Предприятие работает с совершенно новыми технологиями, выращивая овощи в закрытом грунте.

- К сожалению, когда мы столкнулись с проблемой поиска сотрудников для нашего предприятия, то выяснили, что Оренбургский областной аграрный университет не готовит таких специалистов, - поделилась менеджер по персоналу экофермы Юлия Чусова . - Поэтому мы решили сами обучать практически с нуля тех, кто желает у нас работать. В итоге мы буквально получаем штучный товар, который полностью соответствует нашим требованиям.

Корень проблем в небольшом престиже рабочих профессий эксперты видят в том, что в определенный период времени государство упустило возможность регулировать рынок труда.

- В 90-е годы, когда главное для государства было вытянуть молодежь из подворотен, стали массово набирать выпускников на гуманитарные специальности, - говорит заместитель председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Андрей Кириллов . - Именно тогда мы получили массовый выпуск экономистов и юристов, которые попросту перенасытили рынок труда. Сегодня же, несмотря на целевые наборы и другие попытки регулировать социальный заказ на кадры, государство так и не отладило эту систему. В любом случае, решение проблемы в диалоге между всеми сторонами-участниками процесса, в том числе и между бизнес-сообществом как потенциальным работодателем.

С этим согласились все участники круглого стола, признав,что конструктивный диалог состоялся, а значит, каждый участник получил представление, над чем работать каждой стороне, чтобы в итоге совместными усилиями решить кадровые проблемы в регионе.

КОМПЕТЕНТНО

Воспитание в отрыве от жизни

Анна Павленко, начальник управления молодежной политики администрации Оренбурга:

« К сожалению, сегодня, когда мы приходим в школы и проводим профориентационные мероприятия, то видим, то вплоть до выпуска школьники не представляют, кем хотят быть в будущем. Для того, чтобы они получили возможность поближе познакомиться именно с рабочими специальностями, мы предлагаем им поработать во время летних каникул. Ситуация с трудоустройством подростков тоже осталяет желать лучшего. Раньше на работу просилось больше ребят. Сегодня бывают случаи, когда в штабы по трудоустройству подростков приводят мамы. Помимо этого, школьники уже не хотят заниматься благоустройством и уборкой территорий. Их больше привлекает работа в офисах, хотя квалификации для нее у них не хватает. В чем причина? Во многих факторах, но я считаю, что львиная доля ответственности лежит на воспитании. К сожалению, сегодня детей максимально ограждают от жизни, берегут от всего и часто слишком сильно. Школьники не видят ручного труда, потому что предприятия боятся брать на себя ответственность и следить за техникой безопасности работы с подростком. Даже уроки труда в школе сегодня превратились в теоретические. Откуда тогда нам получать слесарей и токарей, если дети даже не знают, как выглядят станки?».

Евгения Матрусенко, главный специалист отдела охраны труда и промышленной безопасности управление промышленной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбурга»:

«Для работы на нашем предприятии необходима определённая квалификация, так как у нас сложное современное производство. Чтобы адаптировать специалиста, мы для него организуем обучение на курсах повышения квалификации, а также прикрепляем наставника, чтобы поддержать в первые месяцы трудовой деятельности. Представители каждой профессии ежегодно проходят тестирование, по результатам которого решается вопрос о необходимости дополнительного обучения. Профессиональные учебные заведения, безусловно, дают будущему специалисту определённые знания о методах тех или иных работ. Но работать на таком специфичном производстве, как нефтедобыча, специалиста могут научить только в компании. Но это не все: мало быть квалифицированным работником, важно выполнять свою работу безопасно. И наряду с достойной заработной платой и соцпакетом «Газпромнефть-Оренбург» предлагает своим сотрудником безопасные условия труда. Одна из главных корпоративных ценностей компании - производственная безопасность и охрана труда. В своей работе мы стремимся достичь «Цели - ноль». Это значит ноль вреда здоровью человека, ноль вреда окружающей среде, ноль вреда оборудованию, на котором мы работаем. Для этого компания реализует комплекс профилактических мероприятий, например, программа «5 шагов безопасности», которые призваны сформировать правильное понимание к этим важным вопросам, повысить культуру производства. Большие средства компании вкладывает в соответствующее обучение персонала, обеспечение всех сотрудников современными и качественными средствами индивидуальной защиты. Хочу отметить, что наше предприятие занесено в областной реестр самых добросовестных работодателей, ежегодно подтверждает звание лучшего в Оренбуржье предприятия в области охраны труда. Такой значимый для нас статус - результат планомерной работы в рамках общекорпоративной политики в сфере производственной безопасности».

ДОСЛОВНО

Лилия Кошелева, руководитель отдела управления персоналом Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»:

«У нас есть должности, на которые мы принимаем и без опыта работы - с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Это специальности, которые не требуют особой квалификации: контролёры, техники, операторы контакт - центра. Если люди хотят дальше развиваться и получить более серьёзную должность, то им, безусловно, нужно будет получить высшее профессиональное образование. Кадровая политика нашего предприятия направлено на то, чтобы помогать развиваться своим сотрудникам. Есть возможность обучаться, получать образование за счёт компании, работает система наставничества. Нам нужны высококвалифицированные специалисты, но если их не удаётся найти, мы готовим их сами.

Мы с удовольствием продвигаем сотрудников своего предприятия по карьерной лестнице. У нас развита горизонтальная и вертикальная ротация. На должности, которые требуют высокого уровня компетенции и соответственно высоко оплачиваются, мы, как правило, назначаем тех, кто уже поработал у нас некоторое время. Но сотрудники должны показать, что они готовы обучаться: возможно, задерживаться после работы, изучать новые программные комплексы.

Ежемесячно мы принимаем до 10 человек во всех филиалах компании в Оренбуржье. Уровень начальной заработной платы не менее 15 тыс.руб. Однако, если сотрудник проявит себя, у него есть шанс зарабатывать больше и занимать высокую должность. Компания присутствует в 17 регионах. И наши бывшие сотрудники сегодня работают на должностях самого высокого уровня в других городах. В целом возможностей для развития молодых специалистов очень много. И если человек желает попробовать свои силы, он может заявить о себе несколькими способами. Во-первых, прийти на практику, после которой многие молодые люди остаются на предприятии. Также он может прислать резюме: в электронном или бумажном виде. Из-за внутренних переводов нам практически всегда требуются контролёры и сотрудники контакт-центра, мы приглашаем новых сотрудников на эти должности».

Александр Шлычков, начальник учебно-производственного центра АО «ПО «Стрела»:

«Испытывает ли регион нехватку рабочих кадров? Я бы сказал точнее: регион испытывает нехватку квалифицированных кадров. А квалифицированным рабочий, к примеру, токарь, может стать только после 5-6 лет работы. Наш учебно-производственный центр существует с 60-х годов. На сегодняшний день ежегодно порядка 500 человек из школ, вузов и сузов приходят к нам - и специалисты УПЦ знакомят их с производственным процессом, технологиями, применяемыми на объединении, современным высокоточным оборудованием. У нас есть лицензия на обучение по 65 профессиям. Для этого в учебном центре есть все условия: оборудованные аудитории, отличный компьютерный класс, производственный участок, где установлены 8 станков. Это универсальные и станки с ЧПУ. Все специалисты, которые преподают теоретические дисциплины, прошли подготовку по психолого-педагогическим основам профессионального обучения взрослых. Будущие станочники сначала проходят теоретическую подготовку. Это такие предметы как: металловедение, допуски и технические измерения, чтение чертежей и схем, охрана труда, спецтехнологии - все то, что должен знать высококвалифицированный рабочий.

Прямые затраты на обучение, к примеру, токаря составляют порядка 60 тыс.руб. Кроме того, каждый месяц мы выплачиваем ученику зарплату в размере 1 МРОТ.

Однако, некоторые ученики всё же не доучиваются: уходят, поняв, что это не их профессии. Но их очень мало - менее 3%. Остальные остаются на производстве. У предприятия заключены договора со многими учебными заведениями, откуда много ребят приходит на практику. И всё же, только мы сами можем полностью подготовить сотрудника под свою специфику. Да, мы отбираем работников, оставляем только лучших. Но мы и платим достойную заработную плату - а это в среднем более 40 тыс. руб. по заводу - и точно знаем, что людям интересна их работа, они заинтересованы в ней и останутся на предприятии».

В ТЕМУ

Перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда области за май 2017 года*:

  • врачи различной специализации;
  • медицинская сестра;
  • учителя различной специализации;
  • водитель автомобиля;
  • кассир;
  • повар;
  • механизатор;
  • слесарь по ремонту подвижного состава;
  • токарь;
  • тракторист.

*по данным областного министерства труда и занятости

Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в котopoй не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит оcoбый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается coциальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные споcoбности, деятельность. И наoбopoт, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его coдержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтереcoвать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финанcoвыми отчетами - это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни .

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

Всего лишь навести подростков на размышления о будущем - этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о coциальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбopoм, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

Престижность профессии определяется coдержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж coответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о coциально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии .

Спиcoк аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн coдержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.

При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, выcoкооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих фактopoв, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хopoшо обдумать и проанализировать ее оcoбенности, а также возможные coвмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

Представляю мнение экспертов, coгласно котopoму, к 2016-2017 годам «десятка» самых престижных и востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

Инженеры. В связи с тем, что в некоторых крупнейших гopoдах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Оcoбенно будет цениться coчетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. И нформационные технологии и коммуникации - самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, coздающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспоcoбность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и выcoкооплачиваемых.

Специалисты в области нанотехнологий. Так как на данный момент в России развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является федеральной целевой программой правительства, то, безусловно, в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.

Специалисты, coвмещающие электронику и биотехнологии. Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, coздание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.

Маркетологи. По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи - стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интереcoв производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

Специалисты в области сервиса. Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области coздания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.

Логисты. Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы coхранения окружающей среды. В coответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов co знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процесcoв.

Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни. Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.

Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т. к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти .

Заканчивая первую главу курcoвой работы, можно сделать следующий вывод.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котopoм происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью котopoй является профессиональная деятельность. Период юности - это период самоопределения. Coциальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое самоопределение coставляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Профессиональное самоопределение coпряжено с задачами coциального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и оcoзнанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информа-ционным партнером проведенного в феврале Первого открытого чемпионата Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по правилам WorldSkills. В рамках состязаний состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Мероприятия вызвали большой интерес организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска.

М.В. АФАНАСЬЕВ , директор международного научно-образовательного центра «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор экономических наук, профессор

Е.И. ШАРОВ , ассистент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Целью международного движения WorldSkills International (WSI) является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. В настоящее время 72 страны, в том числе и Россия, участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства в рамках WSI.

Первый подобный конкурс в северной столице, проведенный в статусе полуфинала национального чемпионата по Северо--Западному федеральному округу по четырем высокотехнологичным компетенциям, состоялся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в конце февраля.

Организаторами выступили два центра СПбПУ - ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» и МНОЦ «Металло-обрабатывающие автоматизированные производства», а в качестве основных соорганизаторов - Союз «Ворлдскиллс Россия» и Региональный координационный центр WorldSkills Russia (WSR) в Санкт-Петербурге.

В чемпионате приняли участие представители 13 учебных заведений из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей. В течение трех дней участники демонстрировали экспертам и гостям конкурса свои профессиональные навыки, наставники делились опытом подготовки к соревнованиям такого уровня и принимали активное участие в контроле над соблюдением высоких стандартов WSI и судействе.

Итогом состязания по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» стала уверенная победа Юрия Зайцева, представителя Колледжа судостроения и прикладных технологий (г. Санкт-Петербург). Лучшим по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» стал Вячеслав Сушков, представляющий Кировский политехнический техникум (Ленинградская область).

Впервые в России были проведены командные соревнования по презентационным компетенциям «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на станках с ЧПУ» и «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на 3D-принтерах», где участникам требовалось не только создать 3D-модель, но и реально изготовить деталь в металле или пластике. Победителями по первой компетенции стали Егор Василенко, студент Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, СПбГУТ (г. Санкт-Петербург), и Юсуф Рахимов, учащийся Промышленно-технологического колледжа (г. Санкт-Петербург). За победу по второй компетенции заветный кубок получили Кирилл Гладков (Малоохтинский колледж, г. Санкт-Петербург) и Артем Домрачев (Промышленно-технологический колледж, г. Санкт-Петербург).

Президент Союза «Ворлдскиллс Россия» Павел Черных, высоко оценивший уровень проведенного чемпионата, предложил организовать в СПбПУ тренировочную базу для членов сборной команды, которая в августе 2015 года отправится защищать честь нашей страны на 43-й Чемпионат мира по профессиональному мастерству в г. Сан-Паулу (Бразилия).

В январе 2015 года Россия подала официальную заявку на проведение мирового финала WorldSkills Competition в 2019 году. Соответствующие документы подписали генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов и директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ, официальный делегат от Российской Федерации в WSI Наталия Золотарева. Городом-кандидатом стала Казань.

Движение WorldSkills Russia активно поддерживается главой государства и Правительством РФ. в частности, на встрече с лидерами проектов в области образования в январе Дмитрий Медведев отметил: «Убежден, что проведение такого чемпионата в России - это хорошая возможность еще раз привлечь внимание к рабочим профессиям. А если нам повезет, и решение будет принято в пользу нашей страны, мы сделаем все, чтобы провести это мероприятие на самом высоком уровне».

Информация с сайта Агентства стратегических инициатив.

В рамках Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Целью являлся обмен опытом ведущих учебных центров РФ (вузов, колледжей, ресурсных центров) по вопросам подготовки специалистов для высокопроизводительных рабочих мест по производственным и инженерным технологиям.

На семинаре рассматривались вопросы подготовки специалистов по производственным и инженерным технологиям на основе стандартов WSI, конвергенции требований работодателя и профессиональных компетенций выпускников (инструменты и механизмы реализации), аттестации рабочих мест и работников предприятий на основе принципов WSI.

Участниками семинара стали 46 представителей СПбПУ, организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска, вовлеченных в международное движение WSI. В качестве спикеров выступили руководители ряда промышленных предприятий Санкт-Петербурга и высокотехнологичных зарубежных компаний - партнеров конкурсов профессионального мастерства.

Речь шла о современном состоянии и перспективах развития движения WorldSkills в России, поручениях Президента РФ и федеральных министерств в области повышения международной конкурентоспособности студентов и выпускников отечественных образовательных организаций. Особое внимание было уделено вопросам внедрения стандартов WSI в образовательный процесс, совершенствования профессиональных стандартов с учетом принципов WSI, положительному опыту зарубежных стран в данном направлении.

Выступающие говорили о проблемах кадрового обеспечения предприятий, старении кадров и необходимости расширения компетентности линейных сотрудников. Когда образовательные организации, промышленные предприятия и высокотехнологичные компании объединяют свои усилия, достигаются хорошие результаты. Важность совместной подготовки кадров для импортозамещающего технологического развития России, безусловно, велика. Совместные учебные центры позволяют студентам не только на практике ознакомиться с современным оборудованием и зарубежными технологиями, но и получить двойной диплом.

После завершения основных выступлений для гостей семинара был организован трансфер на конкурсные мероприятия, где все желающие смогли увидеть выступления студентов--участников Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills и посетить мастер-классы. Здесь же гостям была представлена «Образовательная модель» практикоориентированного обучения по производственным и инженерным технологиям, которая реализуется в университете на основании внедрения сетевой формы обучения, открытия программ прикладного бакалавриата и создания научно-образовательных центров с высокотехнологичными компаниями. Выступления участников чемпионата, их квалификация и умение самостоятельно реализовать цепочку технологических операций произвели на гостей семинара большое впечатление.

Вопросы подготовки высококвалифицированных кадров - от рабочих до технологов, от узкоспециализированных специалистов до инженерного «спецназа» - находятся в центре внимания государственной образовательной политики.

Престиж профессии выступает одним из основных социальных механизмов, регулирующих процесс профессионального самоопределения, и понимается как сравнительная оценка значимости и привлекательности различных профессий на основе определенных ценностей. Каждой социальной и социально-профессиональной группе присуща определенная шкала престижа, обусловленная различными системами ценностей. Поэтому профессии, привлекательные для одних социальных групп молодежи, могут не пользоваться престижем у других. Иерархия престижа в общественном сознании меняется во времени, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Престиж профессий, востребованных в данный момент времени на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе.

У различных социально-профессиональных групп имеется общий набор ценностей , но их функциональный вес разный. Поэтому молодежь оценивает выше престиж тех профессий, с которыми лучше знакома, но по одним и тем же критериям. Отчасти этим же объясняется завышенная оценка престижа своей собственной профессии.

Роль престижа профессии в регуляции процесса профессионального самоопределения молодежи заключается в том, что престиж определяет привлекательность профессий и их популярность среди молодежи и тем самым ориентирует молодежь на предпочтения одних профессий другим. Согласно американским социологам, престиж профессий отражает систему стратификации конкретного общества, стало быть, исследование престижа является одним из методов изучения социальной стратификации.

Помимо престижа профессии, престиж вуза также рассматривается как социальный механизм регуляции профессионального самоопределения молодежи со стороны социальных институтов профессии и образования.

В общественном сознании престиж профессии и вуза связан с возможностями трудоустройства, а также профессиональной карьеры. Нод профессиональной карьерой понимается успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной и иной иерархии. Возможности карьеры определяют выбор перспективной профессии и престижного вуза, что обеспечивает регуляцию профессиональным самоопределением на личностном уровне.

На данный момент существует ситуация, которая заключается в противоречивости иерархии престижа. Растет престиж профессий, которым соответствует наиболее высокая оплата труда и широкие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и отмечается падение престижа ряда профессий, требующих высокой квалификации и уровня образования (инженер, учитель). Данная иерархия престижа отражает кризисное переходное состояние общества – несоответствие между получаемым образованием, профессией и доходом как индикаторами социального статуса. В результате, ориентируясь на определенный социальный статус, молодежь, поступающая в вузы, имеет мало возможностей получить работу или доход, соответствующие профилю и уровню профессиональной подготовки. Нарушение связи между уровнем образования, сферой профессиональной занятости и оплатой труда специалиста формирует соответствующую шкалу престижа и тем самым не только ведет к вынужденному трудоустройству не по специальности, но и оказывает влияние на мотивацию выбора уровня образования, профессии и вуза.

Российскими социологами проводилось исследование образа профессии, который взаимосвязан с понятием престижа профессии. Образ профессии – субъективная картина мира, она отражает взаимодействие субъекта (профессионала) и его окружения, динамику формирования профессионализма и его изменение в зависимости от изменения социальной среды. Потенциальные специалисты делают выбор не профессии, а образа профессии, а точнее – образа специалиста определенной профессиональной группы. Они выбирают профессию не как функционал, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего. Будущая профессия воспринимается ими как инструмент формирования этого будущего.

Профессиональную принадлежность с учетом квалификационных, образовательных и иных характеристик можно рассматривать как показатель, характеризующий социальное положение человека в обществе, так как социальные группы нс могут существовать иначе, как через группы профессиональные. Понятие престижа профессии связано с понятием профессиональной карьеры. Оба этих термина выступают показателем и индикатором индивидуальных успехов с позиции изменения социального положения индивида.

Проблемы терминологии

Давая определение карьеры в "Словаре русского языка", С. И. Ожегов отмечает, что существует несколько значений этого слова. Первое – где под карьерой понимается род занятий. В другом значении карьера "путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение этого положения" .

Российскими учеными проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что отношение к престижу профессии среди студентов меняется на протяжении всего их обучения в вузе. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся в выборе своего будущего занятия мотивом призвания, и одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда.

Престиж профессии подвижен во времени: иерархия профессий в общественном сознании меняется, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Перемещения различных профессий по шкале общественного престижа во времени объясняются меняющимися потребностями рынка труда в специалистах определенного профиля и определенной квалификации.

Престиж профессии определяется и уровнем квалификации, временем, затраченным на профессиональную подготовку для овладения профессией. Следовательно, выбор профессии осуществляется уже с выбора системы подготовки, уровня профессионального образования. Так, высокий престиж профессий интеллектуального труда для определенных слоев молодежи ориентирует их на поступление в вузы.

Престиж профессий, пользующихся в данный момент спросом на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе; на данные специальности ориентируются наиболее подготовленные абитуриенты, способные выдержать конкурсные экзамены. Остальные вынуждены в своем выборе ориентироваться, скорее, не на престижность профессии, а на получение высшего образования вообще, таким образом заранее формируя ситуацию, когда последующие планы не связаны (или почти не связаны) с трудоустройством и карьерой по получаемой в вузе специальности. Следовательно, социальная ориентация в данном случае полностью вытесняет профессиональную.

Итак, престиж профессии и вуза в общественном сознании связан с возможностями профессионального роста, профессиональной карьеры, что на личностном уровне регулирует процесс профессионального самоопределения.

Интервью студентов различных вузов города Санкт-Петербурга. Структура выборки включила в себя студентов различных факультетов, получающих абсолютно разные специальности. Цель данного исследования – сбор и анализ данных, позволяющих определить факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение студенческой молодежи.

Проанализировав данные анкеты, можно сделать следующие выводы. Сегодня почти все студенты – это работающие студенты. Род их деятельности влияет на ценностное сознание студентов. Студенты, не имеющие никакого практического опыта, в меньшей степени ориентированы на карьеру и профессиональный рост. Ценности образованности и профессионализма более значимы для тех студентов, у которых работа связана с профилем получаемой специальности. Если студент планирует работать по специальности, то она становится для него актуальной ценностью. В противном случае превалируют ценности материальные. Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавершенным, может быть переосмыслен с учетом нового опыта и пересмотрен. Во многом это зависит от удовлетворенности уже осуществленным выбором вуза и специальности, поскольку мотивация выбора будущего места работы и профессиональные планы во многом зависят от этого. Довольна выбором вуза и профессии половина опрошенных. Высокая удовлетворенность выбором профессии и вуза наблюдается у экономистов, архитекторов, юристов. Во многом это связано с престижем и высокой оплатой труда в данных профессиях. Удовлетворенные своим выбором студенты чаще планируют работать по специальности. Среди мотивирующих ценностей преобладает интересный характер работы, статусная мотивация – ценят престиж профессии. Для почти всех опрошенных характерна черта доминирования мотива высоких заработков в будущей или настоящей работе. Также можно отметить некий эгоцентризм в процессе профессиональной ориентации: профессия нужна для того, чтобы реализовать свой потенциал, сделать карьеру, иметь хороший доход. Студенты стремятся получить выгоду для себя, а не отдавать людям, обществу, государству.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1982. С. 239.

 

Возможно, будет полезно почитать: